Новости

26.06.2007

В Перми установлен памятник Павлу Соловьеву

26 июня, в 90-летие со дня рождения П.А. Соловьева, в сквере Пермского моторостроительного комплекса (Комсомольский пр., 93) был установлен памятник выдающемуся конструктору авиадвигателей.

Самый современный российский авиационный двигатель ПС-90А носит имя генерального конструктора. В Перми есть улица имени Павла Соловьева. Теперь в Перми появился памятник почетному гражданину города, Герою Социалистического Труда Павлу Александровичу Соловьеву.  

Памятник из бронзы был создан петербургским скульптором Борисом Петровым, учеником известного скульптора Михаила Аникушина. Право открыть монумент было предоставлено генеральному конструктору ОАО «Авиадвигатель» Александру Иноземцеву и главе Свердловского района г. Перми Сергею Вагину.

На мероприятии присутствовали и московские гости: президент правления АССАД Владимир Чуйко, главный советник генерального директора по науке ОАО «ИЛ» Генрих Новожилов, бывший генеральный конструктор ОАО «Авиадвигатель» Михаил Кузменко.

Открывая памятный митинг, Александр Иноземцев подчеркнул, что его учитель, создатель нового направления в двигателестроении, крупный ученый, талантливый конструктор Павел Соловьев на протяжении всей жизни показывал пример умелого сочетания науки и производства двигателей для летательных аппаратов. Его научные разработки, воплощенные в серийных конструкциях новых двигателей, на десятилетия вперед определили уровень отечественного двигателестроения.

Генрих Новожилов (российский конструктор, под руководством которого созданы транспортный самолет Ил-76Т, пассажирские самолеты Ил-86, Ил-96-300 и другие) пожелал пермским моторостроителям новых успехов в развитии авторитетной школы авиационного двигателестроения, созданной Соловьевым. Вспоминая о совместных годах работы с П.А. Соловьевым, он  рассказал, что Павел Александрович обладал не только талантом конструктора, но и был удивительным человеком: «С мотористами иногда приходиться ругаться и спорить, но такого у нас с Павлом Александровичем никогда не было. Если у нас что-то не получалось, то мы всегда находили правильно решение, и принималось оно в дружеской обстановке». 

Президент АССАД Виктор Чуйко заметил, что Павел Соловьев был самой яркой звездой в созвездии конструкторов, которые в советское время построили авиационную мощь страны: «Он был за новое, несмотря на то, что за новым всегда стоят большие сложности, особенно на начальном периоде. Для создания пермской школы двухконтурного двигателестроения нужно было иметь определенную смелость, глубокие знания, и все это у Соловьева было. Пермские моторостроители, продолжатели славного дела Павла Соловьева, остаются лидерами в создании отечественных двигателей».

Завершился памятный митинг запуском голубей и возложением цветов к памятнику П. Соловьева.

Информационная справка:

П.А. Соловьев родился 26 июня в 1917 году в деревне Алекино Кинешемского района Ивановской области в крестьянской семье.

В 1934 году, после окончания 9 классов средней школы поступил учиться в Рыбинский авиационный институт им. Г.К. Орджоникидзе, который окончил с отличием.

В апреле 1940 года, после окончания Рыбинского авиационного института, прибыл в ОКБ-19 (в настоящее время - ОАО «Авиадвигатель»).

Имея хорошую теоретическую подготовку и исключительно высокую работоспособность, Соловьев в 1948 году был назначен заместителем главного конструктора, в 1953 году - главным конструктором ОКБ-19, в 1981 году - генеральным конструктором.

В 1960 году под его руководством был создан первый в Советском Союзе двухконтурный турбореактивный двигатель Д-20П для самолета Ту-124 с рекордными по тем временам параметрами. Этот двигатель открыл эру широчайшего использования двухконтурных двигателей в авиации, а конструкторское бюро Павла Соловьева около пятидесяти лет разрабатывает самые экономичные авиадвигатели для самолетов и вертолетов с марками Ту, Ил, МиГ, Ми.

За 36 лет руководства пермским конструкторским бюро Павлом Александровичем была создана уникальная конструкторская школа, двигателями которой в настоящее время перевозится более половины всех пассажиров и грузов в странах СНГ. Особое место среди разработок пермского КБ занимают двигатели Д-30Ф6 и ПС-90А, вобравшие в себя весь опыт прошлых лет. Созданный для истребителя - перехватчика МиГ-31 двухконтурный двигатель Д-30Ф6 с форсажной камерой и регулируемым соплом - первый в СССР и один из первых в мире ТРД подобной схемы, которая, как и в случае с Д-20П, становится затем традиционной для отечественного и зарубежного двигателестроения. Состоящий на вооружении ПВО с 1980 года, МиГ-31 с двумя Д-30Ф6 до сих пор имеет непревзойденные высотно-скоростные характеристики. Турбовентиляторный ПС-90А (аббревиатура - Павел Соловьев) - высокоэкономичный и экологически «чистый» двигатель - настоящее и будущее современной гражданской авиации РФ.

За большие заслуги в развитии отечественного моторостроения Павлу Александровичу Соловьеву в 1966 году присвоено звание Героя Социалистического Труда, присуждены премии Ленинская (1978 г.), Государственная (1968 г.). Он награжден четырьмя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалью «За трудовую доблесть», двумя почетными грамотами Президиума Верховного Совета РСФСР, нагрудным знаком «Почетный авиастроитель».

Павел Александрович Соловьев скончался в Перми 13 октября 1996 года.

В память о нем названа одна из пермских улиц и воздвигнут памятник в городе Рыбинске.