Новости

05.06.2007

Уникальные фотографии Павла Соловьева представлены на фотовыставке «Павел Соловьев – Человек. Эпоха. Бренд»

С 4 по 29 июня в муниципальном дворце культуры им. Солдатова (Комсомольский пр., 79) проходит документальная фотовыставка «Павел Соловьев - Человек. Эпоха. Бренд», посвященная 90-летию со дня рождения почетного гражданина Перми, выдающегося конструктора авиадвигателей Павла Александровича Соловьева.

Название экспозиции «ПС - Человек. Эпоха. Бренд», предложенное директором музея истории пермского моторостроения Татьяной Силиной, в полной мере отражает идею выставки - выдающаяся личность на фоне времени, которая по сей день служит ориентиром для молодого поколения конструкторов. Авторы экспозиции «ПС - Человек. Эпоха. Бренд» - сотрудники компаний «Урал-Digital» и «Гид-галерея» Михаил Сурков и Владимир Береснев.

На выставке впервые собраны вместе фотографии из архива музея истории пермского моторостроения, повествующие о жизни и деятельности Павла Соловьева. В одном ряду здесь представлены фотокадры студенческой юности и первых шагов на пермском моторостроительном заводе и запечатленные на фотопленке мгновения работы генерального конструктора, а также совещания, командировки,  редкие минуты отдыха в окружении семьи и коллег. В центре экспозиции - фигура Павла Александровича, вокруг которого «вращаются» фотографии людей, чертежи двигателей и самолетов.

Открыла выставку директор музея истории пермского моторостроения Татьяна Силина.  «Уже более 10 лет  с нами нет этого жизнерадостного человека, талантливого инженера-конструктора, уважаемого руководителя. Но чем дальше в историю уходит эпоха П.А.Соловьева, тем более объемно проявляется перед нами результат его деятельности. Дело, которому П.А.Соловьев беззаветно служил всю свою жизнь, десятилетиями было скрыто от его современников под грифом секретности, государственной тайны. Думаю,  как всякому творцу, ему наверняка хотелось прочесть в глазах пермяков признание и благодарность за бессонные ночи, за  удачи и свершения отечественной авиации, но, увы, как это часто бывает, имя человека, подарившего сердца прославленным Ту и Илам, мы по-настоящему узнали, только когда он ушел от нас».

 По словам Т. Силиной, эта выставка призвана еще раз напомнить пермякам «о человеке, навсегда оставшемся почетным гражданином нашего города, человеке, чье имя стало синонимом великих побед отечественной авиации во второй половине ХХ столетия. Человеке, чье имя, сегодня став одним из брендов Пермского края, наравне с такими именами как Дягилев, Пастернак говорит всему миру о Перми как о городе, внесшем свой заметный вклад в развитие мировой культуры».

Управляющий директор-генеральный конструктор ОАО «Авиадвигатель» Александр Иноземцев - ученик и последователь Павла Соловьева - поделился своими воспоминаниями об Учителе: «Один из немногих недостатков Павла Александровича - это то, что он был чрезмерно скромным. Он не любил фотографироваться, поэтому осталось так мало фотографий. Тем не менее на выставке представлены очень хорошие кадры, которые характеризуют его и как человека, и как профессионала». А. Иноземцев подчеркнул, что ПС-90 - самый современный на сегодняшний день двигатель, на котором летают все современные российские самолеты. 

Жизнь и творчество конструктора, жизнь его творений - две главные составляющие видеоряда выставки. Такая концепция определила многослойность показа, она позволяет наглядно оценить масштаб личности конструктора, его вклад в развитие отечественной авиации. Красной нитью выставки проходит образ мотора, двигателя, меняясь от стенда к стенду, эти изображения показывают, как развивалась мысль конструктора. Завершающий стенд выставки показывает наброски и расчеты, реализованные его последователями, учениками. Благодаря фотографиям, переданным родными и близкими Павла Александровича, зрители имеют возможность увидеть его в кругу семьи, в минуты отдыха и общения с друзьями. Ценность  этих снимков не в качестве изображения, а в особой теплой и доверительной атмосфере, передающей нам внутренний мир П.А.Соловьева. 

 При подготовке выставки организаторы опирались на библиографические данные, предоставленные музеем истории пермского моторостроения, рассказы людей, знавших П. А. Соловьева, и книгу о генеральном конструкторе "Двенадцать глав из жизни Павла Соловьева" авторов В. Киселева и Л. Калининой.
 

Историческая справка:

П.А. Соловьев родился 26 июня в 1917 году в деревне Алекино Кинешемского района Ивановской области в крестьянской семье.
В 1934 году, после окончания 9 классов средней школы поступил учиться в Рыбинский авиационный институт им. Г.К. Орджоникидзе, который окончил с отличием.
В апреле 1940 года, после окончания Рыбинского авиационного института, прибыл в ОКБ-19 (в настоящее время - ОАО "Авиадвигатель").

Имея хорошую теоретическую подготовку и исключительно высокую работоспособность, Соловьев в 1948 году был назначен заместителем главного конструктора, в 1953 году - главным конструктором ОКБ-19, в 1981 году - генеральным конструктором.

В 1960 году под его руководством был создан первый в Советском Союзе двухконтурный турбореактивный двигатель Д-20П для самолета Ту-124 с рекордными по тем временам параметрами. Этот двигатель открыл эру широчайшего использования двухконтурных двигателей в авиации, а конструкторское бюро Павла Соловьева около пятидесяти лет разрабатывает самые экономичные авиадвигатели для самолетов и вертолетов с марками "Ту", "Ил", "МиГ", "Ми".
За 36 лет руководства пермским конструкторским бюро Павлом Александровичем была создана уникальная конструкторская школа, двигателями которой в настоящее время перевозится более половины всех пассажиров и грузов в странах СНГ. Особое место среди разработок пермского КБ занимают двигатели Д-30Ф6 и ПС-90А, вобравшие в себя весь опыт прошлых лет. Созданный для истребителя - перехватчика МиГ-31 двухконтурный двигатель Д-30Ф6 с форсажной камерой и регулируемым соплом - первый в СССР и один из первых в мире ТРД подобной схемы, которая, как и в случае с Д-20П, становится затем традиционной для отечественного и зарубежного двигателестроения. Состоящий на вооружении ПВО с 1980 года, МиГ-31 с двумя Д-30Ф6 до сих пор имеет непревзойденные высотно-скоростные характеристики. Турбовентиляторный ПС-90А (аббревиатура - Павел Соловьев) - высокоэкономичный и экологически "чистый" двигатель - настоящее и будущее современной гражданской авиации РФ.

За большие заслуги в развитии отечественного моторостроения Павлу Александровичу Соловьеву в 1966 году присвоено звание Героя Социалистического Труда, присуждены премии Ленинская (1978 г.), Государственная (1968 г.). Он награжден четырьмя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалью "За трудовую доблесть", двумя почетными грамотами Президиума Верховного Совета РСФСР, нагрудным знаком "Почетный авиастроитель".

Павел Александрович Соловьев скончался в Перми 13 октября 1996 года.

В память о нем названа одна из пермских улиц и воздвигнут памятник в городе Рыбинске.