Новости

07.06.2007

Павел Соловьев: жизнь, ставшая символом

26 июня 2007 года авиационная двигателестроительная общественность России отметит 90-летие со дня рождения выдающегося конструктора авиационных двигателей Павла Александровича Соловьева.

Значение деятельности П.А. Соловьева для мировой авиационной промышленности трудно переоценить. Им создана уникальная конструкторская школа, учениками и последователями которой являются специалисты ОАО «Авиадвигатель». В том, что пермская школа двигателестроения, несмотря на  трудные для страны времена, не только сохранила себя, но и осталась жизнеспособной, развивающейся, перспективной особая заслуга генерального конструктора Соловьева. Об этом человеке всегда говорили как о талантливом организаторе. Действительно, руководить коллегами-конструкторами, разносторонне развитыми личностями - сложная задача. Разрабатывать принципиально новые двигатели для новейших самолетов «Ту», «Ил», «МиГ» - еще более сложное дело государственного масштаба. Сколько их было, задач повышенной трудности, с которыми П.А. Соловьев справлялся благодаря своей блестящей технической подготовке, конструкторскому предвидению, собранности, организаторскому таланту!

Пермское конструкторское бюро всегда находилось в авангарде современного двигателестроения: под руководством  Павла Александровича был создан первый в Советском Союзе двухконтурный турбореактивный двигатель Д-20П для самолета Ту-124 с рекордными по тем временам параметрами. Этот двигатель открыл эру широчайшего использования двухконтурных двигателей в авиации, а пермское КБ около пятидесяти лет разрабатывает самые экономичные двигатели для лучших самолетов и вертолетов России.

Особое место среди разработок пермского КБ занимают двигатели Д-30Ф6 и ПС-90А, вобравшие в себя весь опыт прошлых лет. Двухконтурный двигатель Д-30Ф6  для истребителя-перехватчика МиГ-31, оснащенный форсажной камерой и регулируемым соплом,  первый в СССР и один из первых в мире турбореактивных двигателей подобной схемы, которая, как и в случае с Д-20П, становится затем традиционной для отечественного и зарубежного двигателестроения. Состоящий на вооружении ВВС 1980 года, МиГ-31, оснащенный двумя Д-30Ф6, до сих пор имеет непревзойденные высотно-скоростные характеристики. В КБ этот двигатель называют любимым детищем Конструктора. Десять лет упорной, кропотливой работы закончились в 1980 году государственными испытаниями, после которых П. Соловьев с грустью заметил: «Расстался с чем-то дорогим и близким, как с живым существом...» Эти госиспытания стали последними в жизни Павла Александровича.

Турбовентиляторный ПС-90А (название «ПС» получил в честь своего создателя) - высокоэкономичный и экологически «чистый» двигатель - настоящее и будущее современной авиации России. Двигатель ПС-90А и его модификации сегодня устанавливаются на лучшие отечественные самолеты: Ту-204, Ту-214, Ил-76ТД-90, Ил-76МФ, Ил-96.

Самолеты с двигателями ПС-90А сегодня можно встретить во многих аэропортах мира: Гаване и Владивостоке, Москве и Шанхае, Рио-де-Жанейро и Певеке.

С начала 90-х годов на базе авиадвигателей, разработанных под руководством П.А. Соловьева,  начинается проектирование и серийное производство газотурбинных установок, а также выпуск на их основе газоперекачивающих агрегатов и электростанций. Сегодня промышленные модификации авиационных двигателей Д-30 и ПС-90А полностью соответствуют экологическим стандартам России и широко применяются ведущими нефтегазодобывающими и энергетическими компаниями: ОАО «Газпром», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Башкирэнерго» и другими.

Более 35 лет Павел Александрович Соловьев являлся бессменным руководителем конструкторского коллектива, преподавал в Пермском политехническом институте (в настоящее время - Пермский государственный политехнический университет). С 1989 года, после ухода на пенсию, оставался научным консультантом ОКБ.

За большие заслуги в развитии отечественного моторостроения Павлу Александровичу Соловьеву присвоено звание Героя Социалистического Труда, присуждены Государственная и Ленинская премии. Он награжден четырьмя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалью «За трудовую доблесть», двумя почетными грамотами Президиума Верховного Совета РСФСР, нагрудным знаком «Почетный авиастроитель».

Девяностолетию со дня рождения П.А. Соловьева пермские моторостроители посвящают цикл торжественных мероприятий.

4 июня в муниципальном дворце культуры им. Солдатова начала работать фотовыставка под названием "ПС - Человек. Эпоха. Бренд", открыл которую генеральный конструктор ОАО «Авиадвигатель», последователь и преемник  Павла Соловьева Александр Иноземцев.

25 июня в главном корпусе Пермского государственного технического университета состоится международная научная конференция «Аэрокосмическая техника и высокие технологии - 2007», на которой соберутся ведущие ученые авиационной двигателестроительной отрасли. Специалисты из Хабаровска, Киева, Казани, Саратова, Калуги, Баку, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов обсудят актуальные вопросы, перспективные направления развития российского двигателестроения.

Главные торжества, посвященные памяти П. Соловьева, пройдут 26 июня: торжественный митинг и открытие памятника конструктору в сквере у центральных проходных ОАО «Авиадвигатель» и ОАО «Пермский моторный завод», заседание Правления Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения», возложение цветов на могилу П. Соловьева, торжественный вечер в ДК им. А.Г. Солдатова.

Юбилейные мероприятия будут сопровождаться публикациями о жизни и деятельности Павла Александровича Соловьева в СМИ, а также показом телевизионных фильмов о нашем знаменитом земляке, почетном гражданине Перми.